Главная Новости организации Об организации Аудиоподкаст Видео Контакты
Главная arrow Статьи arrow Обжалование осужденными решений и актов органов Государственного департамента

Обжалование осужденными решений и актов органов Государственного департамента

| Печать |
Автор Administrator   
27.09.2010 г.
На сегодня право осужденных на обжалование действий и решений органов и учреждений уголовно-исполнительной системы предусмотрено несколькими нормами действующего уголовно-исполнительного законодательства, но четкой процедуры, к сожалению нет. Законодатель, в частности, определяет порядок обжалования осужденными решений Региональных комиссий по распределению осужденных. Но эта регламентация настолько непоследовательная и нечеткая, а также имеет такие ограничения, что обжаловать решение комиссии становится фактически невозможным.
Что касается других решений органов КВС, то их обжалования вообще имеет очень сомнительный характер, поскольку механизм реализации такого обжалования очень затруднён.

С принятием Кодекса административного судопроизводства Украины очевидно, что эта категория дел должна рассматриваться именно административными судами, но на сегодня нет такой судебной практики и вопрос о подсудности дел по жалобам осужденных на действия органов и учреждений КВС является открытым.

Уголовно-исполнительное законодательство упоминает о праве осужденного на представление предложений, заявлений и жалоб в администрации органов и учреждений исполнения наказаний, их вышестоящих органов, а также к Уполномоченному Верховной Рады Украины по правам человека, Европейского суда по правам человека, а также других соответствующих органов международных организаций, членом или участником которых является Украина, к уполномоченным лицам таких международных организаций, суда, органов прокуратуры, других органов государственной власти, органов местного самоуправления и объединений граждан. Такое право установлено и регламентировано статьями 8, 107, 113 КВК Украины.

Минимальные стандартные правила содержат положения, согласно которым осужденным необходимо обеспечить право обращаться с просьбами и жалобами к администрации учреждения, где они содержатся, подавать жалобы и заявления без присутствия начальника учреждения лицам, которые инспектируют учреждения, подавать жалобы и заявления в вышестоящий орган пенитенциарной системы, судебные органы и другие соответствующие органы в конфиденциальном порядке. Право осужденных на обращение должно быть обеспечено путем немедленного их рассмотрения.
Во время проведения инспекций учреждений исполнения наказаний Украины, Комитет уделял значительное внимание возможности заключенных подавать жалобы, поскольку эффективный порядок обжалования и проверки по жалобам является основной гарантией против жестокого или незаконного обращения в местах лишения свободы.
По результатам посещения Комитет отметил:
Узникам надо обеспечить возможность обжаловать те или иные действия как в пределах пенитенциарной системы, так и вне их, и право обращаться с соблюдением конфиденциальности в соответствующий орган.

Процедура эффективного рассмотрения жалоб и осуществления проверок являются основными гарантиями против жестокого обращения в тюрьмах. Осужденные должны иметь возможность обращаться с жалобами как внутри пенитенциарной системы, так и вне системы, а также пользоваться возможностью конфиденциальной обращения в соответствующий орган власти. Комитет уделяет особое внимание тому, чтобы регулярные визиты во все подобных заведений осуществлялись независимым органом, который будет иметь полномочия рассматривать жалобы от заключенных и инспектировать все помещения учреждения. Такие органы могут, помимо прочего, играть важную роль в налаживании взаимоотношений и в устранении противоречий, возникающих между тюремной администрацией и заключенным.

В своем пятом периодическом докладе о мерах, направленных на осуществление Конвенции ООН против пыток Украина утверждала, что со времени вывода Государственного департамента Украины по вопросам исполнения наказаний с подчиненности Министерства внутренних дел, обращения граждан о жестоком обращении с ними в уголовно-исполнительных учреждениях является исключением. Все они тщательно проверяются и в случае выявления нарушений, которые могут привести к проявлениям негуманного отношения к лицу, применяются меры для их фактического устранения.
Казалось бы возможность осужденного обращаться с указанными документами в компетентные органы, учреждений, организаций предусмотрена и регламентирована. Но здесь также есть недостаток. Этот недостаток заключается, прежде всего, в том, что лицам, лишенным свободы не оказывают помощь в составлении обращений, заявлений и жалоб. Обращения, заявления и жалобы заключенных складываются таким образом, что из их содержания нельзя сделать однозначного вывода о том, что именно желает заключенный и, соответственно, не всегда такое лицо может быть осведомлено о том, кому необходимо адресовать такое обращение, заявление или жалобу. Все это может привести к тому, что обращение заключенного или не будет рассмотрен (на него поступит "отписка"), либо не поступит к требуемуму адресату, или могут быть пропущены сроки обращения в соответствующий орган (если представление таких заявлений, обращений и жалоб обусловлено сроками. Учитывая, что в условиях свободы для составления таких документов каждое лицо имеет возможность воспользоваться помощью юриста или другого специалиста, необходимо на законодательном уровне, для предотвращения дискриминации заключенных лиц и обеспечение принципа равенства перед законом, предусмотреть обязанность должностных лиц учреждений исполнения наказаний предоставлять заключенным необходимую помощь при составлении обращений, заявлений и жалоб. Такой порядок поможет решить и вопрос о "пересмотре" корреспонденции заключенных, который, кстати, является вторым проблемным моментом института представления обращений, заявлений и жалоб лицами, взятыми под стражу.

Одной из существенных признаков реализации права на подачу обращений, заявлений и жалоб заключенными международные стандарты определяют признак конфиденциальности представления указанных документов. Правда, международные акты не дают определения границ этой конфиденциальности. Но отечественное законодательство вопреки международным нормам и собственной Конституции (в которой содержится запрет любой цензуры) вводит такое понятие как "пересмотр" корреспонденции осужденных. Объем этого понятия действующее законодательство не определяет, что не позволяет говорить об обеспечении права на переписку и возможность его нарушения, поскольку нельзя установить является ли "пересмотр" корреспонденции нарушением условий переписки или нет. Раздел 4 Инструкции по организации просмотра корреспонденции лиц, содержащихся в учреждениях исполнения наказаний и следственных изоляторах, позволяет сделать вывод о том, что фактически корреспонденция осужденных лиц подлежит цензуре, которая, разумеется, не предусматривает никаких возможностей для конфиденциальности переписки заключенных. Такое положение является нарушением требований международных нормативных актов.

Вообще система подачи обращений, заявлений и жалоб построена таким образом, что с помощью института "просмотра" любое обращение, заявление или жалоба заключенного может быть отправлена или не отправлена адресату, ей или дадут "ход" или нет, в зависимости от того, "грозит" она должностным лицам уголовно-исполнительных учреждений или нет.
Учитывая вышеприведенного можно утверждать, что действующее законодательство Украины не обеспечивает осужденным лицам возможности подачи обращений, заявлений и жалоб компетентным органам, учреждениям, организациям и должностным и служебным лицам, поскольку урегулирование этого вопроса носит признаки дискриминации и отсутствия эффективного механизма реализации права на обращение, представление заявления или жалобы.

Кроме того, как отмечает М.М. Минаев, глубоким недостатком действующего уголовно-исполнительного законодательства, которым регулируются права осужденных является почти полное отсутствие возможности использования судебной защиты.
Доступ к правосудию этим лицам обеспечивается лишь в части, касающейся законности применения к этим лицам процессуальных мер и наказания, - через институт судебного обжалования решений органов дознания, следствия и суда, а также через обжалование решений суда первой инстанции.

Возможность обращения в суд лица, находящегося в одном из вышеперечисленных процессуальных статусов, по вопросам обжалования ненадлежащего обращения с ней со стороны персонала соответствующего учреждения, следует из ст. 55 Конституции Украины, как нормы прямого действия. Однако порядок такого обращения непосредственно не предусмотрен ни одним законом или подзаконным нормативно-правовым актом.

Другим недостатком, который присущ механизму распределения осужденных в Украине, есть процедура обжалования решения Комиссии по вопросам распределения, направления и перевода для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы (далее - комиссия) по определению осужденному вида учреждения. Процедура обжалования решения регламентирована Положением об Апелляционной комиссии Государственного департамента Украины по вопросам исполнения наказаний по вопросам распределения, направления и перевода для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы. Законодатель, определяя процедуру обжалования, ограничился указанием на то, что ее представление и рассмотрение осуществляется в порядке, предусмотренном Законом Украины "Об обращении граждан". Такое положение фактически сводит жалобу на решение Комиссии до уровня обращения. Это, в свою очередь, влечет за собой такие последствия как очень медленный срок рассмотрения жалобы-обращения (30 дней), форма реагирования - ответ на обращение, подачи такой жалобы-обращения не приостанавливает действия обжалуемого акта. И самое главное - это то, что такое обращение и процедура его рассмотрения делают жалобу не процессуальным документом, придают ему другой правовой статус, и в конечном итоге выводят его из-под юрисдикции административного суда, в котором можно обжаловать акты органов власти (субъектов властных полномочий). Есть такая процедура - это не обжалование, а скорее письмо осужденного к Апелляционной комиссии. К слову, Положение об Апелляционной комиссии содержащей ссылку на ст. 113 КВК, как такую, на основании которой осужденные обжаловали решение Комиссии, а эта статья, в свою очередь является законом, регламентирующим порядок направления осужденными писем.

Поэтому, учитывая вышесказанное, можно констатировать, что процедура обжалования в Апелляционной комиссии является неэффективной, и целесообразнее осужденному обжаловать решение Комиссии непосредственно в административный суд. А вот о таком своем праве, увы, знают не очень много осужденных, а степень их осведомленности является не очень высокой.

Кроме того, как свидетельствует официальные ответы органов прокуратуры, почти все жалобы, которые органы прокуратуры получают от осужденных, не подтверждаются. Исходя из этого можно сделать вывод, что нарушения, выявляемые органами прокуратуры и о которых говорится в официальных письмах, или не касаются непосредственно прав осужденных, или скрываются органами Департамента.
 
« Пред.   След. »

""