Главная Новости организации Об организации Аудиоподкаст Видео Контакты
Главная arrow Статьи arrow Обеспечение права на правовую помощь

Обеспечение права на правовую помощь

| Печать |
Автор Administrator   
25.09.2010 г.
Одним из основных и неотъемлемых прав осужденных, бесспорно, является право на получение правовой помощи.
Европейские тюремные правила содержат ряд рекомендаций, касающихся права на правовую помощь. В них, в частности, отмечается:
23.1. Все заключенные имеют право на получение правовой помощи, и администрация пенитенциарного учреждения обязана предоставить разумные возможности для получения доступа к такой помощи.
23.2. Заключенные могут советоваться по любым правовым вопросам с юристом по своему выбору и за свой счет.
23.3. В тех случаях, когда существует признанная система бесплатной правовой помощи, администрация обязана проинформировать об этом всех заключенных.
23.4. Консультации и другое общение между заключенными и их юристами, включая переписку по правовым вопросам, носят конфиденциальный характер.
23.5. В исключительных обстоятельствах судебный орган может установить ограничения относительно такой конфиденциальности с целью предупреждения тяжких преступлений или серьезной угрозы безопасности в пенитенциарной учреждении.

Частью 1 ст. 59 Конституции Украины закреплено право каждого на правовую помощь. Основной закон определяет, что в случаях, предусмотренных законом, эта помощь должна оказываться бесплатно. Согласно статье 63 указанного Закона, осужденный пользуется всеми правами человека и гражданина, за исключением ограничений, определенных законами Украины и установленным приговором суда.

Право осужденных на правовую помощь закреплено сразу в нескольких статьях Уголовно-исполнительного кодекса Украины (далее - КВК. Оно упоминается в ч. 2 ст. 8 и ч. 1 ст. 107 КВК среди других прав. При этом данные нормы определяют круг лиц, от которых такая помощь может исходить: адвокаты или другие специалисты в области права, которые по закону имеют право на предоставление правовой помощи лично или по поручению юридического лица. В ст. 110 КВК определяется о неограниченности количества и продолжительности свиданий с адвокатом или другим специалистом в области права.
И хотя КВК не содержит прямых ограничений по реализации названного права, практика свидетельствует о фактической невозможности его реализации, а также о существовании многих способов препятствования осужденному в пользовании этим правом. Это обусловлено рядом обстоятельств.
Во-первых, общее состояние оказания правовой помощи в Украине. В частности, в Концепции формирования системы бесплатной правовой помощи в Украине, утвержденной Указом Президента Украины от 9 июня 2006 № 509/2006, признается, что на современном этапе состоянии предоставления бесплатной правовой помощи в Украине является неудовлетворительным и таким, который не соответствует основным европейским требованиям. Законодательство Украины содержит отдельные разрозненные положения, регулирующие вопросы предоставления бесплатной правовой помощи, но системы, которая бы обеспечивала реальный доступ лиц к такой помощи, не создано. Так, законодательство Украины дает право на бесплатную правовую помощь многим категориям лиц, но до сих пор государственное финансирование было предусмотрено только для оплаты правовой помощи по уголовным делам в случаях, определенных Уголовно-процессуальным кодексом Украины.

Во-вторых, отсутствие законодательно определенного механизма оказания правовой помощи, осложненная спецификой исполнения наказания в виде лишения свободы. Главным признаком любого права является то, что ему всегда корреспондирует соответствующий обязанность государственного органа или должностного лица. Провозглашая право осужденных на правовую помощь, КВК, зато ничего не содержит об обязанности администрации учреждения исполнения наказаний обеспечивать предоставление такой помощи. О нем не упоминается и в обязанностях должностных и служебных лиц органов и учреждений исполнения наказаний, следственных изоляторов, перечисленных в ст. 18 Закона Украины «О Государственной уголовно-исполнительной службе Украины», а также в одном ведомственном нормативном акте. Единственным положением, которое с определенной долей условности можно отнести к обязанности администрации обеспечить реализацию права на правовую помощь, является ч. 15 ст. 134 КВН, в которой закреплено, что «... при наложении взыскания на осужденного администрация колонии предоставляет ему возможность в установленном порядке уведомить об этом близких родственников, адвоката или других специалистов в области права, которые по закону имеют право на предоставление правовой помощи лично или по поручению юридического лица ... ». Однако порядок такого уведомления никаким актом также не предусмотрен, в результате чего эта законодательная норма на практике не выполняется.

Статья 110 КВК устанавливает, что для получения правовой помощи осужденным предоставляется свидание с адвокатом по письменному заявлению осужденного, его родственников или общественных организаций. Однако для реализации этой нормы необходимо сначала вступить в контакт с тем же адвокатом, родными или общественными организациями. Но осужденные практически лишены этой возможности. Наказание в виде лишения свободы, как определено в Уголовном кодексе Украины, заключается в изоляции осужденного и помещении его на определенный срок в уголовно-исполнительной учреждения. Следовательно, одним из основных признаков наказания данного вида, является именно изоляция. Лишения свободы определяет применения к осужденному довольно весомого лишения прав, способных существенно изменить правовой статус лица. Наиболее весомым элементом изоляции является ограничение общения осужденного с лицами, находящимися на свободе, за пределами учреждения исполнения наказаний. КВК предусматривает возможность общения осужденных с родными, благодаря которым они в отдельных случаях могут реализовать право на правовую помощь (именно родные могут найти адвоката или обратиться в правозащитные организации. Однако контакты с родными значительно ограничены (свидания и телефонные звонки предоставляются в определенном количестве; доставки писем требуют времени, учитывая что лица, находящиеся в местах лишения свободы не смогут получить правовую помощь оперативно и своевременно. Еще сложнее получить необходимую правовую помощь лицам, которые не имеют родных или не поддерживают с ними контакт, а также тем, которые через физические или другие недостатки не способны на самостоятельные действия. Это напоминает «замкнутый круг»: администрация учреждения исполнения наказаний имеет возможность, но не обязана по закону обеспечить реализацию права на правовую помощь (проще - найти и обеспечить общение осужденного с адвокатом или другим специалистом в области права), осужденный - имеет такое право, но объективно не может этого сделать из-за пребывания в условиях изоляции и необходимость осуществлять все действия через администрацию. Поэтому норма о правовой помощи остается «мертвым», а осужденные - незащищенными, в том числе и от произвола администрации. Возможно, именно поэтому уголовно-исполнительная служба Украины остается едва ли не единственной структурой, ни разу не поднимала вопрос о необходимости создания механизма и урегулирование порядка оплаты бесплатной правовой помощи осужденным.

В-третьих, возможность корректировки законодательно определенных прав и порядка их реализации на ведомственном уровне и искусственно ограничивать законодательно предоставлены права. Даже в том случае, когда осужденный какими-то средствами, независимыми от администрации учреждения исполнения наказаний, пытается реализовать право на правовую помощь, существует немало «возможностей» для препятствования этому.

С одной стороны это связано именно с нечеткостью законодательных определений. Как следует из содержания КВК, правовой помощи осужденным могут предоставлять два вида субъектов: адвокат или другой специалист в области права, который по закону имеет право на предоставление правовой помощи лично или по поручению юридического лица. Однако, устоявшаяся практика показывает, что участие в такого рода деятельности, по крайней мере в отношении осужденных, может принимать только адвокат и то не всякий, а только член адвокатского объединения.

В ч. 3 ст. 110 КВК закреплено, что предоставление свидания с осужденным специалисту в области права происходит при предъявлении соответствующего документа. В Правилах внутреннего распорядка учреждений исполнения наказаний, утвержденных приказом Государственного департамента Украины по вопросам исполнения наказаний (далее - Департамент) растолковано, что свидание предоставляется администрацией учреждения при предъявлении адвокатом ордера, а другим специалистом в области права, который по закону имеет право на предоставление правовой помощи лично или по поручению юридического лица, соглашения или поручения юридического лица, а также документов, удостоверяющих их личность.

Это вполне оправдано, поскольку пребывание в любом объединении не предоставляет адвокату никаких преимуществ. Однако Департамент, утверждая Правила внутреннего распорядка, безосновательно и неправомерно ограничил перечень документов, на основании которых адвокат допускается к осужденному, исключительно ордером, который может иметь только член адвокатского объединения. То есть, полномочия адвокатов на оказание правовой помощи, определенные Законом Украины «Об адвокатуре» сужены ведомственным актом, что является недопустимым.

Зато, даже учитывая, что для специалиста в области права по установленному достаточным основанием для предоставления свидания есть соглашение, его, как правило, к осужденному не допускают. Возможность подобных действий вытекает из постановления Пленума Верховного Суда Украины от 24.10.2003 года № 8 «О применении законодательства, обеспечивающего право на защиту в уголовном судопроизводстве», в котором указано: «При решении вопроса о наличии у специалистов в области права полномочий на осуществление защиты в уголовном деле принадлежит также выяснять, каким именно законом им предоставлено право участвовать в уголовном судопроизводстве в качестве защитника. Признать правильной практику тех судов, которые при отсутствии специального закона не допускают таких специалистов к осуществлению защиты по уголовным делам (п.5). С учетом того, что сейчас в Украине нет ни одного специального закона, который бы давал каким либо специалистам такое право, норма об их участии в уголовно-исполнительном процессе является «мертвой». Более того, на сегодня не существует ни одной нормы, которая вообще определяла бы содержание термина «специалист в области права». Учитывая, что норма о возможности и основания участия специалиста в области права содержится как в уголовно-процессуальном, так и в уголовно-исполнительном законодательстве, на основании вышеупомянутого специалисты в области права на стадии исполнения уголовных наказаний к этой деятельности не допускаются.

Следовательно, обеспечить участие не адвоката, а специалиста в области права в защите прав осужденного не только сложным, а вообще невозможным, что значительно ограничивает процесс реализации осужденными права на правовую помощь, особенно бесплатную, поскольку адвокатская деятельность в подавляющем большинстве случаев является платной.

С другой стороны, положение дел усугубляется наличием в уголовно-исполнительном законодательстве оснований для «искусственного» ограничения реализации права на правовую помощь. Так, даже при самых благоприятных условиях - осужденный имеет право на адвоката-члена объединения, написав заявление о предоставлении свидания с ним, адвокату прибывшему в учреждение - администрация может такое свидание не предоставить на законных основаниях. В частности, как указывается в п. 11 Ст.134 КВК, осужденным запрещаются свидания во время содержания в дисциплинарном изоляторе, карцере или помещении камерного типа (одиночной камере. На основании этой нормы вне правовой помощи остаются как раз те осужденные, которые наиболее в ней нуждаются. Одновременно возникает и другой проблемный вопрос. Как уже отмечалось, закон предусматривает, что осужденный может сообщить о применении к нему взыскания, адвокату. Безусловно, эта норма действующего законодательства призвана обеспечить оперативное реагирование на возможные случаи нарушений прав осужденных при дисциплинарном наказании. Однако, каким образом, даже адвокат должен обеспечить правовую защиту при отсутствии личного контакта с наказанным лицом - остается неизвестным.

Также правила внутреннего распорядка позволяют отменять свидание и в случае эпидемии, стихийного бедствия или других чрезвычайных обстоятельств, препятствующих нормальной деятельности учреждений. При такой формулировке отменить можно практически любое свидание, поскольку действующее законодательство не предусматривает обязательное информирование о конкретных причинах отказа в нем.

Сложности в оказании правовой помощи возникают и тогда, когда к адвокату обратился не сам осужденный, а его родные или представители общественной организации. В этом случае администрация учреждения исполнения наказаний, как правило, отказывает в предоставлении свидания, ссылаясь на отсутствие заявления самого осужденного, предусмотренной ст. 110 КВК. При этом не учитывается, что осужденный фактически лишен возможности получить информацию о заключении соглашения с адвокатом, поэтому и не может обратиться к администрации с заявлением.

С целью улучшения состояния дел в области предоставления бесплатной правовой помощи, Министерством юстиции разработан проект Закона Украины «О безвозмездной правовой помощи». Разработка законопроекта также предусмотрена выполнением обязанностей и обязательств Украины, вытекающих из ее членства в Совете Европы. По словам Министра юстиции, в 2008 году проект закона прошел экспертизу в Совете Европы и получил положительные рецензии.

Законом предлагается определить содержание права на правовую помощь, порядок его реализации, основания и порядок предоставления бесплатной правовой помощи, государственные гарантии относительно предоставления бесплатной правовой помощи, полномочия органов исполнительной власти в указанной сфере, порядок обжалования решений, действий или бездеятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных и служебных лиц по вопросам предоставления бесплатной правовой помощи. С принятием определенного закона в Украине предусматривается создать механизм реализации конституционного права граждан на правовую помощь за счет средств государства.

Однако, учитывая значительную продолжительность законодательного процесса в Украине, предлагаем для начала внести изменения в ведомственные нормативные акты Департамента в части регулирования процедуры предоставления правовой помощи, которые позволят исключить указанные выше нарушения и осложнения.
 
« Пред.   След. »

""