Главная Новости организации Об организации Аудиоподкаст Видео Контакты
Главная arrow Статьи arrow Досрочное освобождение и правовые основы деятельности наблюдательных комиссий

Досрочное освобождение и правовые основы деятельности наблюдательных комиссий

| Печать |
Автор Administrator   
25.09.2010 г.
Для обеспечения общественного контроля за соблюдением прав осужденных при исполнении уголовных наказаний создаются наблюдательные комиссии, действующие на основании Уголовно-исполнительного кодекса Украины (далее - КВК) и Положения о наблюдательных комиссиях (далее - Положение о СК) утвержденного Постановлением Кабинета Министров Украины от 1 апреля 2004 № 429.

В Положении о СК указано, что одним из ее основных задач является организация общественного контроля за соблюдением прав осужденных, в том числе при применении условно-досрочного освобождения от отбывания наказания или замены части наказания более мягким.

Это осуществляется путем участия председателя наблюдательной комиссии в заседаниях комиссии учреждения исполнения наказаний, которая рассматривает вопрос условно-досрочного освобождения от отбывания наказания или замены части наказания более мягким и внесение совместно с учреждениями исполнения наказаний представлений в суд о применении статей 81-82 Уголовного кодекса Украины.

Наблюдательные комиссии среди прочего согласовывают постановления и представления, которые принимаются и вносятся учреждениями исполнения наказаний относительно изменения условий содержания осужденных в пределах одного уголовно-исполнительного учреждения или в связи с переводом в исправительную колонию другого уровня безопасности.
 
Что касается таких постановлений и представлений, то возложенные на наблюдательную комиссию задачи соответствуют статье 100, 101 КВк Украины. Но законность и обоснованность согласования представлений, которые вносятся в суд относительно условно-досрочного освобождения осужденных, вызывает определенные сомнения. Обратимся к УК Украины, регламентирующий досрочное освобождение от наказания и замене его более мягким, и рассмотрим правомерность дополнительного условия при применении статей 81,82 Уголовного кодекса Украины.

Согласно статьи 81 УК Украины лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы, могут быть досрочно освобождены полностью или частично, в частности, и от отбывания дополнительного наказания. Основания условно-досрочного освобождения от отбывания наказания существуют формально-юридические и оценочные.
Формально-юридические основания предусмотрены ч.3 ст. 81 Уголовного кодекса Украины и заключаются в фактическом отбытии осужденным лицом определенной части срока назначенного ему наказания. Оценочные основания условно-досрочного освобождения предусмотренные ч.2 ст. 81 Уголовного кодекса Украины и сформулированы так: "если осужденный добросовестным поведением и отношением к труду доказал свое исправление."

Статья 81 Уголовного кодекса Украины при решении вопросов об освобождении лица от отбывания наказания при наличии формально-юридических и оценочных оснований не предусматривает других условий, при наличии которых к осужденному может быть применено условно-досрочное освобождение, в том числе согласование представления с наблюдательным комиссией. Такие же основания (формально-юридические и оценочные) относительно замены наказания более мягким, содержатся в нормах ст. 82 Уголовного кодекса Украины, применение которой тоже не предусматривает согласования с наблюдательной комиссией.

Этот кодекс как закон, исходя из его особого места в системе законодательства, специфики средств воздействия на поведение лиц, нарушающих закон, требует абсолютно точного применения.

Понятно, что статьи 81-82 УК Украины нуждаются в уголовно-процессуальном оформлении.

Согласно статье 407 Уголовно-процессуального кодекса Украины, условно-досрочное освобождение применяется судом по общему представлению органа, ведающего отбыванием наказания и наблюдательной комиссии. Стоит отметить, что редакция этой статьи в связи с принятием нового Уголовного кодекса Украины была изменена, при этом в нем цифры "52 и 53" (номера статей, которые регулировали условно-досрочном освобождении в УК 1960 г.) были просто заменены соответственно цифрами "81 и 82",

Учитывая природу уголовного процесса, его назначение обслуживать потребности, связанные с реализацией уголовного закона, обоснованным и логичным является взгляд ряда ученых, которые рассматривают его как производное от материального права, а существующий между уголовным правом и уголовным процессом взаимосвязь рассматривают как отношения между содержанием и формой.

Отсутствие в статьях 81 и 82 Уголовного кодекса Украины дополнительных оснований, кроме общеобразовательных юридических и оценивающих, дает основания утверждать о несоответствии имеющихся в статье 407 Уголовно-процессуального кодекса Украины требованиями общего представления органа, ведающего отбыванием наказания, и наблюдательной комиссии.

Стоит обратиться к КВК Украины, который также предусматривает возможность применения в соответствии с действующим законодательством к осужденным, вставшим на путь исправления или добросовестным поведением и отношением к труду и учебе доказали свое исправление, условно-досрочного освобождения и замене не отбыть части наказания более мягким .

Согласно п.2 Положения о СК КВК выступает как один из основных законов, которым руководствуются в своей деятельности наблюдательных комиссиях. Часть 2 ст. 130 КВК Украины, которая предусматривает возможность применения к осужденным условно-досрочного освобождения или замены части наказания более мягким, как меры поощрения, не содержит требования согласования с наблюдательным комиссией.

Статьями 81, 82 УК Украины и ч. 3 ст. 130 КВК Украины не предусмотрено согласование с наблюдательной комиссией вопросов условно-досрочного освобождения и замены части наказания более мягким.

Из анализа норм КВК Украины следует, что только изменение условий содержания осужденных в зависимости от поведения и отношения к труду и учебе в пределах одной колонии, осуществляется постановлением начальника колонии, согласованной с наблюдательной комиссией. Изменение условий содержания осужденного путем перевода его в исправительную колонию другого уровня безопасности осуществляется Государственным департаментом Украины по вопросам исполнения наказаний (далее - департаментом) по представлению администрации исправительной колонии, согласованному с начальником Управления (отдела) департамента в области и наблюдательным комиссией. В соответствии с ч.1 ст. 140, 142 КВК Украины осужденным женщинам, добросовестно относящимся к труду и соблюдающим требования режима, постановлением начальника исправительной колонии по согласованию с наблюдательным комиссией может быть разрешено проживание за пределами исправительной колонии на время освобождения от работы по беременности и родам, а также до достижения ребенком 3-летнего возраста.

Поскольку рассмотрение вопроса об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания оказывает большое воспитательное и превентивный влияние как на самого осужденного, материалы на которого рассматриваются комиссией, так и на других лиц, отбывающих меру наказания, важным является соблюдение законодательства, регламентирующего данный институт, и права осужденного на его применение. Из практики участия в работе наблюдательной комиссии могу утверждать, что права осужденных чаще всего нарушаются при рассмотрении этих вопросов на заседаниях комиссий в учреждениях, где преобладает целесообразность возможности применения условно-досрочного освобождения над законностью.

Вопрос о возможности представления осужденного, который содержится в исправительной колонии, к условно-досрочного освобождения от наказания, замены части наказания более мягким, перевод в учреждения другого вида, решает комиссия, в состав которой входят начальник учреждения - он же председатель комиссии, его заместители, начальники оперативной и медицинской частей, а также начальник отдела по контролю за исполнением судебных решений - он же секретарь комиссии.

Одним из важнейших и ответственных результатов деятельности комиссии является принятие решения. Решение должно приниматься открыто, непосредственно в помещении, где проходит заседание комиссии. Если комиссия приняла решение об отказе осужденному в представлении материалов в суд, то указываются мотивы отказа, предусмотренных действующим законодательством.

Выписка из протокола о принятом решении объявляется осужденному под расписку и приобщается к личному делу.

Согласно ч.3 п.16 Положения о СК председатель наблюдательной комиссии должен принимать участие в заседаниях комиссии учреждения исполнения наказаний, которые рассматривают вопросы условно-досрочного освобождения. Его роль в принятии решения комиссией исправительной колонии вообще не определена. Следует учитывать, что председатель наблюдательной комиссии назначается органом, который ее создал, и как правило, это один из заместителей городского головы или главы районной администрации. К его компетенции относится большой круг служебных обязанностей, в том числе и предусмотренных п.16 Положения о СК, следовательно, напрасно надеяться на его реальное и действенное участие в работе комиссии исправительной колонии, а также на возможность эффективно влиять на недопущение нарушения прав осужденных при рассмотрении вопроса об условно-досрочном освобождении.

Можно сделать вывод, что согласование представлений относительно условно-досрочного освобождения от отбывания наказания с наблюдательным комиссией не соответствует нормам статьи 81 и 82 УК, не содержащие других оснований, кроме общих юридических и оценивающих. А статья 407 Уголовно-процессуального кодекса Украины, в которой предусмотрен порядок применения условно-досрочного освобождения от отбывания наказания и замены части наказания более мягким, должна быть приведена в соответствие с нормами статьи 81 и 82 УК.
 
« Пред.   След. »

""