Главная Новости организации Об организации Аудиоподкаст Видео Контакты
Главная arrow Статьи arrow Функции наблюдательной комиссии, как субъекта общественного контроля за соблюдением прав осужденных

Функции наблюдательной комиссии, как субъекта общественного контроля за соблюдением прав осужденных

| Печать |
Автор Administrator   
21.09.2010 г.
Опыт зарубежных стран с развитой демократией, а также отечественная практика исполнения наказаний свидетельствуют, что одним из наиболее действенных и эффективных видов контроля за деятельностью органов и учреждений исполнения наказаний по праву считается именно общественный контроль, который может осуществляться независимыми от органов государственной власти институтами.

В нашем государстве единой институтом, на которую законодатель возлагает осуществление общественного контроля за соблюдением прав и законных интересов осужденных, есть наблюдательные комиссии. В частности ч.2 ст.25 КВК Украины предусматривает, что для обеспечения общественного контроля за соблюдением прав осужденных при исполнении уголовных наказаний создаются наблюдательные комиссии, которые действуют на основании КВК Украины и Положения о наблюдательных комиссиях, утверждаемых Кабинетом Министров Украины. Следовательно, особенность положения наблюдательных комиссий обусловливается тем фактом, что право осуществлять общественный контроль за деятельностью органов и учреждений исполнения наказаний законодатель прямо признает только за ними.

Наблюдательные комиссии образуются городскими исполнительными комитетами (за исключением городов районного значения), местными госадминистрациями и согласно п. 3 Положения их основными задачами являются:
1) организация общественного контроля за соблюдением прав и законных интересов осужденных и лиц, освобожденных от отбывания наказания;
2) содействие органам и учреждениям исполнения наказаний в исправлении и ресоциализации осужденных и создании надлежащих условий для их содержания, привлечение к этой деятельности общественные организации, органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации независимо от формы собственности и граждан;
3) организация воспитательной работы с лицами, условно-досрочно освобожденными от отбывания наказания, и общественного контроля за их поведением в течение неотбытой части наказания;
4) оказание помощи в социальной адаптации лицам, освобожденным от отбывания наказания.
Хотя и все перечисленные задачи названы в Положении основными, все же, учитывая содержание ч.2 ст.25 КВК Украины, приоритетной задачей наблюдательных комиссий, для выполнения которого они как раз и создаются, несомненно должно быть признано задачи, закрепленное в п. п.3.1. Положение - организация общественного контроля за соблюдением прав и законных интересов осужденных и лиц, освобожденных от отбывания наказания. Кстати, необходимо обратить внимание на тот факт, что сравнительный анализ содержания ч.2 ст.25 КВК Украины и п.п.3.1. Положение уже свидетельствует о безосновательной подмене понятий в содержании основной задачи наблюдательных комиссий на уровне подзаконного нормативного акта. Так, если в ч.2 ст.25 КВН Украины предусматривается, что наблюдательные комиссии образуются для обеспечения общественного контроля за соблюдением прав осужденных, то уже в п.п. 3.1. Положения речь почему-то идет не об обеспечении, а лишь об организации общественного контроля за соблюдением прав и законных интересов осужденных. Вполне понятно, что деятельность по "обеспечению общественного контроля" не является тождественным деятельности по "организации общественного контроля" и существенно отличается от второй по своему содержанию.

Проанализируем, выполнение каких именно функций Положение возлагает на наблюдательные комиссии. Пункт 4 Положения, содержащий перечень этих функций, предусматривает, что согласно возложенных задач, наблюдательные комиссии:
1) согласовывают постановления и представления, которые принимаются и вносятся учреждениями исполнения наказаний, относительно:
- Изменения условий содержания осужденных в пределах одной уголовно-исполнительной учреждения закрытого типа (далее - исправительная колония) или в связи с переводом их в исправительную колонию другого уровня безопасности;
- Предоставление разрешения на проживание за пределами исправительной колонии осужденным женщинам на время освобождения от работы по беременности и родам, а также до достижения ребенком трехлетнего возраста и отмены этого разрешения;
2) совместно с органами и учреждениями исполнения наказаний вносят в суд по месту отбывания наказания осужденными представление о:
- Условно-досрочного освобождения от отбывания наказания или замене неотбытой части наказания более мягким;
- Освобождение от отбывания наказания беременных женщин и женщин, имеющих детей до трех лет;
3) содействие администрации учреждений исполнения наказаний:
- В проведении социально-воспитательной работы с осужденными, организации их общеобразовательного и профессионально-технического обучения;
- В привлечении общественных организаций, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности и граждан к оказанию помощи в создании надлежащих условий для содержания осужденных, их материально-бытовом и медико-санитарному обеспечении, осуществлении оздоровительно-профилактических мероприятий;
- В создании дополнительных рабочих мест для привлечения осужденных к общественно-полезному труду;
4) на основании информации органов и учреждений исполнения наказаний ведут учет лиц, условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, организуют общественный контроль за поведением этих лиц и проведение воспитательных мероприятий по месту их работы (учебы) и проживание в течение неотбытой части наказания;
5) осуществляют меры социального патронажа относительно лиц, освобожденных от отбывания наказания, способствуют развитию сети центров социальной адаптации и других учреждений и организаций, деятельность которых направлена на предоставление этим лицам помощи в социальной адаптации;
6) выполняют иные функции в соответствии с законодательством.

Анализ списка приведенных выше функций позволяет сделать вывод, что только закреплены в п.п. 4.1 и 4.2. Положение функции наблюдательных комиссий могут быть отнесены к тем, которые направлены законодателем на выполнение основной задачи - обеспечение общественного контроля за соблюдением прав и законных интересов осужденных, поскольку они предусматривают необходимость согласования с наблюдательным комиссией решений администрации органов и учреждений исполнения наказаний, которые могут привести к существенной изменения условий содержания осужденных (как в сторону в улучшение, так и в сторону ухудшения) или вообще до освобождения их от дальнейшего отбывания наказания, в результате чего правовой статус осужденных может быть как существенно расширен (даже до полного снятия установленных приговором правообмежень - при освобождении от дальнейшего отбывания наказания), так и существенно сужены (ухудшен) при переводе в более суровые условия содержания. Все же остальные функции наблюдательных комиссий (п.п.4.4 - 4.6 Положения), исходя из содержания соответствующих норм, никакого отношения к этой задаче не имеют.

Наблюдательные комиссии согласовывают все решения (представления и постановления) администрации исправительной колонии (далее - ВК) по изменению условий содержания осужденных к лишению свободы (как в пределах одной ВК, так и путем перевода в ВК другого уровня безопасности) и предоставление разрешения соответствующей категории осужденных женщин на проживание за пределами исправительной колонии или его отмене. Подробно процедура принятия решений из обозначенных выше вопросов урегулирована статьями 100 и 142 КВН Украины. Итак, обязательному согласованию со наблюдательными комиссиями подлежат все решения администрации ВК по изменению условий содержания, которые могут повлиять на изменение объема правообмежень, установленных для осужденных - как в сторону улучшения условий содержания, так и в сторону их ухудшения, что на нашему мнению вряд ли можно признать целесообразным и отвечающим основной задаче наблюдательных комиссий. Действительно, в тех случаях, когда в соответствующем решении администрации ВК (представлении или постановлении) ставится вопрос об изменении условий содержания осужденных в сторону ухудшения их правового статуса, его согласования с наблюдательным комиссией, безусловно, целесообразно и необходимо, поскольку именно таким образом наблюдательный комиссия может обеспечить определенный контроль за законностью и обоснованностью действий администрации ВК и соблюдением прав и законных интересов осужденных. Однако, если в решениях администрации ВК предлагается изменение условий содержания осужденных, предусматривающая их улучшения и уменьшение объема установленных для осужденных правообмежень (например, перевод осужденного из участка ресоциализации - в участок социальной адаптации, перевода в ВК низшего уровня безопасности, предоставлении разрешения на проживание соответствующей категории осужденных женщин вне ВК), их обязательное согласование с наблюдательного комиссией вряд ли можно считать оправданным и назвать соответствующим здравому смыслу с точки зрения обеспечения контроля за соблюдением прав и законных интересов осужденных. Ведь если сама администрация ВК, долгое время изучая личность осужденного, его поведение и отношение к труду, придет к выводу о необходимости улучшения его правового статуса, то вряд ли целесообразно предусматривать обязательное согласование такого решения с наблюдательным комиссией, поскольку таким своим решением администрация ВК вплоть никак не может нарушить права и законные интересы осужденного.

Кроме того, нельзя не учитывать и того факта, что в практике вследствие несовершенства норм действующего Положения о наблюдательных комиссиях, которое было утверждено постановлением Кабинета Министров Украины от 1 апреля 2004 № 429 (далее - Положение) имеют место случаи, когда наблюдательные комиссии по любому поводу отказывают в согласовании представлений и постановлений администрации ВК, в которых ставится вопрос об изменении условий содержания осужденных в сторону их улучшения.

Что же касается функции наблюдательной комиссии, закрепленной в п.п.4.2. Положения, то учитывая содержание основной задачи этого учреждения, можно утверждать, что она вообще не выдерживает никакой критики. Обозначенная функция предполагает, что к исключительной компетенции наблюдательного комиссии входит внесение в суд общего с администрацией органов или учреждений исполнения наказаний представление для решения вопроса о применении к осужденным институтов условно-досрочного освобождения от дальнейшего отбывания наказания (ст.81 УК Украины), замены неотбытой части наказания более мягким (ст. 82 УК Украины) и освобождения от дальнейшего отбывания наказания беременных женщин и женщин, имеющих детей до трех лет (ст.83 УК Украины). Причем статьи 407 и 407-1 УПК Украины, регламентирующих процессуальный порядок рассмотрения этих вопросов судом, предусматривают, что лишь наличие такого общего представления является основанием для их рассмотрения судом по существу. Следовательно, отказ наблюдательной комиссии во внесении такого совместного представления по тем или иным причинам вообще делает невозможным рассмотрение судом соответствующего вопроса по существу, прямо противоречит интересам осужденного.

По моему мнению, если осужденный будет представлен администрацией органа или учреждения исполнения наказаний в суд без достаточных на то оснований, которые предусмотрены в нормах ст.ст.81, 82, 83 УК Украины, то соответствующим образом отреагировать на такой факт обязаны уполномоченные государственные органы. Частности органы прокуратуры могут внести протест на незаконное или необоснованное решение администрации, или суд, как единственный орган, в компетенцию которого входит решение этого вопроса по сути, может отказать осужденному в применении соответствующего института в порядке, предусмотренном законом. Если же во внесении совместного представления в суд отказывает наблюдательный комиссия, то она: во-первых - фактически принимает на себя функцию органов прокурорского надзора или подменяет собой суд, поскольку такое ее решение делает невозможным рассмотрение вопроса по сути, во-вторых - действует вопреки основному заданию , задекларированном в п.п.3.1 Положения. Например, одна из наблюдательных комиссий Винницкой области (при Винницкой РГА) отказала администрации Стрижавской исправительной колонии (№ 81) в течение 2005 года - во внесении 13-ти совместных представлений о применении условно-досрочного освобождения осужденных, а в течение 2006 г. - в внесении 15 таких представлений. Причем единственной причиной отказа была названа тяжесть совершенного осужденным преступления, что прямо противоречит требованиям ст.81 УК Украины. Следовательно, в таких случаях вследствие несовершенства законодательства имеем парадоксальную ситуацию, когда администрация органа или учреждения исполнения наказаний, которая тщательно изучает личность осужденного, его поведение и отношение к труду в течение длительного времени, приходит к выводу, что осужденный доказал свое исправление (или встал на путь исправления) и предлагает освободить осужденного или существенно уменьшить установленные приговором правообмеження, а наблюдательный комиссия, как институция, призванная осуществлять контроль за соблюдением прав и законных интересов осужденных, наоборот, препятствует этому процессу.

Реализуя функцию, предусмотренную п.п.4.2 Положения, наблюдательный комиссия по сути выполняет роль лишней бюрократической инстанции, которая только усложняет процедуру принятия соответствующего решения и никоим образом не способствует обеспечению прав и законных интересов осужденных.
Следовательно, можем сделать следующие основные выводы:
1. Функции наблюдательных комиссий, как органа общественного контроля за соблюдением прав и законных интересов осужденных, закрепленные в Положении не в полной мере соответствуют основной задаче наблюдательных комиссий и не способны обеспечить его надлежащую реализацию.
2. Учитывая основную задачу наблюдательных комиссий, их компетенции должно быть отнесено согласование только тех решений администрации и учреждений исполнения наказаний, предусматривающих ухудшение правового положения осужденного.
В связи с приведенным, предлагаю внести следующие изменения и дополнения в уголовно-исполнительного и уголовно-процессуального законодательства Украины:
 И. К. Положения о наблюдательных комиссиях:
1. П.п 3.1 Положения изложить в следующей редакции:
1) обеспечение общественного контроля за соблюдением прав и законных интересов осужденных и лиц, освобожденных от отбывания наказания;
2. П.п. 4.1. Положения изложить в следующей редакции:
1) согласовывают постановления и представления, которые принимаются и вносятся учреждениями исполнения наказаний, относительно:
изменения условий содержания осужденных в пределах одной уголовно-исполнительной учреждения закрытого типа (далее - исправительная колония) или в связи с переводом их в исправительную колонию другого уровня безопасности, если постановление или представление предусматривают увеличение объема установленных для осужденных правообмежень или более строгие условия содержания ;
отмене разрешения на проживание за пределами исправительной колонии, предоставленного осужденным женщинам на время освобождения от работы по беременности и родам, а также до достижения ребенком трехлетнего возраста;
3. П.п. 4.2 Положения исключить;
4. Второй и третий абзацы п.п. 6.1 Положения исключить;
5. П.п. 16.3 изложить в следующей редакции:
"Участвует в заседании комиссии учреждения, которая рассматривает вопрос об изменении условий содержания осужденных.
 II. В Уголовно-исполнительного кодекса Украины:
1. Часть вторую ст.100 КВН Украины изложить в следующей редакции:
"Изменение условий содержания в пределах одной колонии осуществляется по ходатайству начальника отделения социально-психологической службы постановлением начальника колонии. В случаях, если такое постановление предусматривает перевод осужденного в более суровые условия содержания или увеличение объема установленных правообмежень, она обязательно соглашается с наблюдательным комиссией.
2. Часть третью ст.100 КВН Украины изложить в следующей редакции:
"Изменение условий содержания осужденного путем перевода его в исправительную колонию другого уровня безопасности осуществляется Государственным департаментом Украины по вопросам исполнения наказаний по представлению администрации исправительной колонии, согласованному с начальником управления (отдела) Государственного департамента Украины по вопросам исполнения наказаний в Автономной Республике Крым, области, городе Киеве и Киевской области. В случаях, если такое представление предусматривает перевод осужденного в более суровые условия содержания или увеличение объема установленных правообмежень, оно обязательно соглашается с наблюдательным комиссией.
3. Из части первой ст.142 КВН Украины слова "по согласованию с наблюдательным комиссией" исключить.
4. Часть третью ст.154 КВН Украины изложить в следующей редакции:
"Администрация органа или учреждения исполнения наказаний в отношении осужденного, в отношении которого виповидно в статьи 81 и 82 Уголовного кодекса Украины может быть применено условно-досрочное освобождение от отбывания наказания или замена неотбытой части наказания более мягким наказанием, после отбытия осужденным установленной Уголовным кодексом Украины части срока наказания обязана в месячный срок в порядке, устанавливаемом нормативными актами Государственного департамента Украины по вопросам исполнения наказаний, рассмотреть вопрос о возможности представления его к условно-досрочному освобождению или замене неотбытой части наказания более мягким наказанием.
 
« Пред.   След. »

""